Чтобы быть хорошим преподавателем
, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь..
Ключевский В.
 
Межшкольный проект
Биография Чуковского
dat.gif (49 bytes)
Животные в произведениях Чуковского
dat.gif (49 bytes)
Коллаж
dat.gif (49 bytes)
Кроссворды
dat.gif (49 bytes)
Математика
dat.gif (49 bytes)
Переводы Чуковского
dat.gif (49 bytes)
Телефон
 
Проектная деятельность
dat.gif (49 bytes)
Проекты
dat.gif (49 bytes)
Статьи
dat.gif (49 bytes)
Использование вэб-сайта для организации проектной деятельности всех участников образовательного процесса начальной школы
dat.gif (49 bytes)
Масленица
dat.gif (49 bytes)
Межшкольный проект
dat.gif (49 bytes)
Презентация "Этапы творческой деятельности"
dat.gif (49 bytes)
Яркие краски Санкт-Петербурга
 
Мои уроки
dat.gif (49 bytes)
Русский язык
dat.gif (49 bytes)
Математика
dat.gif (49 bytes)
Окр.Мир
dat.gif (49 bytes)
Литературное чтение
dat.gif (49 bytes)
Изобразительное искусство
dat.gif (49 bytes)
Русский язык
dat.gif (49 bytes)
Технология
 
Внеклассная работа
dat.gif (49 bytes)
23 февраля
dat.gif (49 bytes)
8 Марта
dat.gif (49 bytes)
Выпускной в Аничковом
dat.gif (49 bytes)
Итоги конкурса "Сказка в Рождественскую ночь"
dat.gif (49 bytes)
Умелые руки
dat.gif (49 bytes)
Экскурсия в Музей-Усадьбу Кирьяново
dat.gif (49 bytes)
Экскурсия в Учебный Центр МЧС
dat.gif (49 bytes)
Я - гражданин России!
 
Родителям
dat.gif (49 bytes)
Памятки
dat.gif (49 bytes)
Рекомендации
 
Аничков Дворец
 
Критическое мышление
 
Межшкольный проект
 
Русский язык
 
Сборник "Современные технологии на уроках в начальной школе"
Из опыта учителей начальной школы Кировского района
dat.gif (49 bytes)

 

 

 

 

 

 



Расписание
на сегодня


Вы что забыли ? Сегодня выходной !





Викторины
и конкурсы


В данный момент нет активных викторин !



 
 

 
Сетевой проект профессионального развития по направлению: повышение компетентности педагога начальной школы в организации исследовательской деятельности.







Родителям / Рекомендации
30.09.14 Первые дни ребенка в школе
Без преувеличения можно сказать, что вопрос: «Готов ли ваш ребенок к
школе?» волнует сегодня не только родителей, чьи дети поступают в первый
класс, но и педагогов дошкольных и школьных образовательных учрежде-
ний. Прежде всего, потому, что это один из самых сложных периодов в жиз-
ни человека. От того, насколько успешно включится ребенок в новую для не-
го ситуацию систематического обучения, будет зависеть успешность его в
школе, а, возможно, и в жизни.
С приходом в школу ребенок попадает в новую для него социальную
ситуацию развития и сталкивается с новой деятельностью, которая становит-
ся главной. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей
приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению
(Н.И.Гуткина, Г.А. Цукерман, Е.Е. Кравцова). Причины этого явления имеют
разные корни, но все это негативно сказывается на процессе адаптации к
школе, приводит к множественным проблемам как в учебной деятельности,
так и в личностном развитии ребенка. По данным Э.М. Александровской,
только 56% детей обладают адекватной формой адаптации, у 30% - неустой-
чивая адаптация, для которой характерна повышенная утомляемость, заболе-
ваемость, нарушения сна, склонность к страхам. У 14% фиксируется наруше-
ние форм социально-психологической адаптации, что выражается в плохом
усвоении учебной программы, поведенческих проблемах, трудностях в уста-
новлении контактов с учителями и сверстниками. Как отмечают В.А. Аверин,
Э.М. Александровская, это в значительной мере обусловлено личностными
особенностями ребенка.
Снижение возраста поступления ребенка в школу – одна из причин
сложностей адаптационного периода. По данным М.В. Антроновой, в воз-
расте от 5 до 6 лет число незрелых детей (т.е. не готовых к школе) составляет
до 60%, от 6 до 6,5 лет этот показатель снижается до 35%, к 7 годам – до 10-
13%. В возрасте 7,5 лет 98% детей относятся к школьно зрелым. Введение
предшкольного обучения как систематического может усугубить ситуацию
и привести ко многим проблемам как самого ребенка, так родителей и педа-
гогов. Следовательно, важно учесть этот фактор при подготовке ребенка к
школе и организации обучения детей-шестилеток с учетом психофизиологи-
ческих характеристик.
Вариативность образования, конечно, являющаяся несомненным дос-
тижением современной школы, имеет и оборотную, «негативную» сторону.
Ребенок, готовый к освоению программы одной школы, может совершенно
не быть готовым к другой школе. Благо выбора школы родителями породило
проблему выбора: на что ориентироваться в этом выборе, что существенно, а
что вторично – этот вопрос на сегодняшний день еще не имеет четких отве-
тов. Проблема диагностики – ключевая в определении готовности ребенка к
школе вообще и к конкретной школе в частности, а также возможных про-
гнозов адаптации. Диагностику обычно проводит психолог. Он выявляет де-
тей, имеющих существенные проблемы эмоционально-личностного и интел-
лектуального развития, и проводит коррекционно-развивающие занятия с
ними. Но что делать, если психолога нет? И что делать тем детям, у которых
проблемы неготовности к школе не столь существенны, хотя и проявляются?
Ведь в практике работы дошкольной ступени образования педагог не всегда
может использовать психологические методы диагностики школьной готов-
ности, а хорошей, добротной диагностики нет.
Требуется технологичная, единая педагогическая диагностика для оп-
ределения общей (личностной) готовности ребенка к школе и планирование
образовательного процесса по ее результатам.
Современный ребенок уже не тот, который был несколько лет назад, и
школа уже не та, она перестраивается, совершенствуется. Сегодняшняя на-
чальная школа отличается от той, которая была много лет назад, прежде все-
го нагрузкой. Интеллектуальными нагрузками, физическими, эмоциональ-
ными. Сегодня одна школа может существенно отличаться от другой - и ко-
личеством учеников, и образовательной программой, и качеством преподава-
ния.
Как отмечает Б.С. Волоков, современный первоклассник имеет сле-
дующие особенности:
􀀹 У детей большие различия паспортного и физиологического возраста.
Различный уровень развития, степень эмоциональной и психической готов-
ности к началу учебы. Сегодня нет ни одного класса, где был бы более или
менее ровный контингент учащихся.
􀀹 У детей обширная, но бессистемная информированность практически
по любым вопросам. Часто их информированность носит противоречивый
характер. Возникает тревожность и неуверенность.
􀀹 У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное
и независимое поведение, чем у детей прошлых лет.
􀀹 Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Не все ска-
занное взрослыми они принимают на веру.
􀀹 У современных детей более слабое здоровье.
􀀹 Современные дети в большинстве перестали играть в коллективные
«дворовые» игры. Их заменили телевизор и компьютерные игры. И как след-
ствие – дети приходят в школу учиться, не обладая навыками общения и
практически, не будучи социализированы, т.е. плохо понимают, как вести се-
бя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.
Нас заинтересовал вопрос, какие личностные качества помогают ре-
бенку успешно включиться в школьную жизнь, а какие затрудняют этот про-
цесс. Было проведено анкетирование учителей начальной школы. Анкета
включала список из 64 личностных характеристик, требовалось выбрать две-
надцать из них, в большей степени характеризующих ребенка, и ранжировать
их по степени выраженности в ребенке. При этом взрослый отмечал на анке-
те, успешен или неуспешен ребенок в школе. В исследовании приняли уча-
стие учителя начальных классов девяти школ г. Санкт-Петербурга, они за-
полнили анкеты на 86 первоклассников, из них половина детей характеризо-
валась как успешные, а другая половина как неуспешные в школе.
Результаты, с нашей точки зрения, весьма интересны и заставляют за-
думаться о некоторых моментах педагогической теории и практики дошко-
льного и начального школьного образования. В характеристике успешных
детей преобладали позитивные качества, тогда как в характеристике неус-
пешных в школе детей отмечалось до 35% качеств, которые негативно харак-
теризуют ребенка. Характеристика успешных детей более вариативна (пред-
ставлен больший набор качеств), а у неуспешных детей менее вариативна –
включает меньшее число качеств.
Дети, характеризуемые как «успешные»: активные, любознательные,
внимательные, настойчивые, самостоятельные, сообразительные, друже-
любные, аккуратные, вдумчивые, исполнительные, общительные, умные.
Дети, характеризуемые как неуспешные: пассивные, невниматель-
ные, беспокойные, заторможенные, обидчивые, конфликтные, нетерпе-
ливые, веселые, непринужденные, общительные, робкие, доверчивые.
Таким образом, для успешного включения в школьную жизнь, прежде
всего, необходимо уметь общаться (учение – коллективная деятельность),
быть активным в познании и в проявлении себя, а также обладать опреде-
ленной степенью развития воли (внимательность, самостоятельность, акку-
ратность, старательность и др.). Хороший ум и широкий кругозор сами по
себе не гарантируют успешности в школе для ребенка. Однако многие роди-
тели, да и педагоги, главным направлением в подготовке к школе все еще
считают обучение письму, чтению и счету. Программы групп раннего разви-
тия, занимающихся направленной подготовкой детей к школе, включают за-
нятия по чтению, письму (печатанию), математике, развивающие игры. А вот
направленность на развитие произвольности (поведенческой, психических
процессов), коммуникативности, самопознания часто не включаются в про-
грамму или этим задачам отводится второстепенная роль.
Л.И. Божович на основе своих исследований пришла к выводу, что го-
товность к школьному обучению определяется, прежде всего, сформирован-
ностью у ребенка тенденции общественно значимой и общественно оце-
ниваемой деятельности, тенденции к новой социальной позиции. Л.И.
Божович выделяет две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с
потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобре-
нии, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных
ему общественных отношений»;
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью,
или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной ак-
тивности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».
С того времени, как в сознании ребенка представление о школе приоб-
рело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутрен-
няя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией
школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый воз-
растной период своего развития – младший школьный возраст. Внутреннюю
позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систе-
му потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое от-
ношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его
собственная потребность («Хочу в школу»). Поэтому внутренняя позиция
школьника может быть показателем готовности ребенка к социальной пози-
ции школьника постольку, поскольку она является внутренней позицией
ученика, т.е. системой потребностей и стремлений, направленных на осуще-
ствление учения.
Семья, особенно в раннем и дошкольном детстве, является главной со-
ставляющей социальной ситуации развития. Необходимость взаимодействия
детского сада и семьи в подготовке дошкольников к школе осознается совре-
менными воспитателями как очевидная истина. О важности сотрудничества
этих двух социальных институтов написано много убедительных слов. Зна-
чение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребенка. В каждом возрастном периоде складывается специфическое
для данного возраста исключительное, единственное и неповторимое отно-
шение между ребенком и окружающей его социальной действительностью.
Это отношение Л.С. Выготский называл «социальной ситуацией развития»,
она определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие в данном
возрасте.
Результаты нашего исследования (анкетирования) свидетельствуют,
что большинство родителей серьезно озабочено вопросами образования де-
тей. 70% родителей именно себя считают ответственными за подготовку ре-
бенка к школе и делают это всякими возможными для них способами: ищут
хороший детский сад, нанимают домашних учителей, водят детей в секции и
кружки, сами занимаются с ребенком. Педагогическая компетентность сего-
дняшнего родителя достаточно высока. Однако не всегда он может сориен-
тироваться в образовательной ситуации сам, без помощи специалистов обра-
зовательного учреждения. Педагогическое образование родителей в ДОУ
ориентировано на «среднего родителя», педагоги недостаточно осознают
специфику семейного воспитания дошкольников, часто переносят содержа-
ние и методы воспитания детей в ДОУ на условия семьи и рекомендуют их
родителям. Это приводит к низкой результативности педагогического обра-
зования родителей в дошкольных учреждениях.
Многие исследователи отмечают, что в современной практике ДОУ ис-
пользуются чаще традиционные формы педагогического взаимодействия –
консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков,
такое взаимодействие еще во многом опирается на авторитарную парадигму
(Т.И. Бабаева, А.Л. Венгер, Л.Ф. Тихомирова). Эти формы взаимодействия
ДОУ и семьи предполагают более активную позицию сотрудников ДОУ и,
чаще всего, пассивную исполнительскую позицию родителей. Основная цель
такого взаимодействия – информирование родителей.
О работе детского сада большинство родителей делает вывод на основе
оценки особенностей отношения воспитателей к ребенку. Следовательно,
чтобы взаимодействовать эффективно, доверять друг другу, воспитателю,
прежде всего, необходимо эффективно сотрудничать с детьми.
Этот вывод подтверждается данными исследования Л.Н. Башлаковой:
стиль общения воспитателя с родителями близок стилю общения с детьми.
Если родителей не удовлетворяет стиль общения воспитателя с ребенком, то
они уже не доверяют такому воспитателю и с большим трудом идут на кон-
такт либо конфликтуют.
Выбирая наиболее приемлемые формы взаимодействия, родители от-
дали предпочтение индивидуальным формам, в которых легче решить кон-
кретные проблемы воспитания ребенка. Приоритетная форма – индивидуаль-
ное консультирование (44%) – свидетельствует о потребности родителей решать конкретные проблемы развития ребенка, а не просто узнавать какую-
либо информацию о воспитании и обучении детей. Это также проявление
потребности услышать добрые отзывы о ребенке, поделиться сомнениями с
воспитателем. На практике не всегда охотно родители взаимодействуют с
педагогами. Одна из причин – неверно определенное содержание взаимодей-
ствия. Многие педагоги из благих побуждений говорят с родителями о про-
блемах ребенка, почти не отмечая его достижения. Это эмоционально для
родителя тяжело, и он уходит от контакта. Взаимодействие становится фор-
мальным, стороны недовольны, проблема не решена.
Так, Т.И. Бабаева отмечает, что в практике взаимодействия детского
сада и семьи при подготовке детей к школе существует ряд серьезных моментов, снижающих эффективность сотрудничества. Прежде всего, выявились недостатки в реализации центральной связи взаимодействия «цель – ре-
зультат». Характерно, что подавляющее большинство родителей и воспита-
телей понимают значимость задачи подготовки детей к школе и включают ее
в число наиболее актуальных воспитательных задач в старшем дошкольном
возрасте (98%). Все опрошенные воспитатели единодушны в том, что задача
воспитания готовности ребенка к школе требует совместных усилий детского
сада и семьи. Однако лишь 60% опрошенных родителей положительно оце-
нили это сотрудничество, 18% выразили сомнение в возможности современ-
ного детского сада осуществить полноценную подготовку ребенка к школе,
отдав приоритет в этом вопросе семье. До 20% родителей отрицали необхо-
димость участия семьи в подготовке к школе, подчеркнув, что эта важная за-
дача должна быть решена полностью усилиями детского сада. Таким обра-
зом, существуют расхождения в понимании роли взаимодействия детского
сада и семьи в реализации единой цели – подготовки ребенка к школе.
Успех взаимодействия между субъектами определяется их готовностью
принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться
установления благоприятного психологического климата коммуникации и
осуществить общие планы. Характер позиции субъектов взаимодействия во
многом определяется уровнем знаний, умений, профессиональной подготов-
ки и социально-культурного опыта. Современный педагог воплощает идеи
личностно-ориентированной педагогики не только в подходе к детям, но и во
взаимодействии с родителями. Умение построить взаимоотношения с роди-
телями на основе взаимопонимания и открытого диалога, способность соз-
дать творческую атмосферу сотрудничества составляет важный компонент
ценностных установок педагога наших дней.
…И вот ребенок переступает порог школы, он стал первоклассником.
Это один из самых сложных моментов в жизни человека. Ведь меняется
очень многое: до школы можно было играть, во что хочешь, а в школе – надо
делать то, что скажет учитель; до школы ребенок «еще маленький», а ученик
– «уже большой»; меняется окружение, правила взаимодействия с ним, ме-
няются режим и распорядок дня. Хорошо подготовленный к школе ребенок -
любознательный, контактный, умеющий думать и анализировать, рефлексив-
ный, физически крепкий и здоровый - адаптируется к ситуации школьного
обучения без особого труда. Но если есть проблемы готовности, ошибки в
выборе школы и учителя, то адаптация может протекать тяжело. В этой си-
туации требуется оперативная помощь, конкретные действия или система
действий для оптимизации адаптации. Довольно часто для этого не хватает
знаний, времени, средств, сил у учителя, самих родителей.
Часто решение имеющейся у ребенка проблемы определяется понима-
нием ее причин, а причины – в дошкольном детстве. Может пройти немало
времени, прежде чем учитель выявит причину и поймет, что можно делать
для исправления ситуации. Поэтому важно налаживать связь «воспитатель-
родитель-учитель», чтобы прогнозировать возможные трудности и преду-
преждать их.
http://www.unisonschool.ru/files/polyakova.pdf





Голосовать:

 
 
На сегодня опросов нет



Новые фото.

 

 

 

 


Все права на опубликованные материалы принадлежат Травкиной Татьяне Александровне